Инструменты пользователя

Инструменты сайта


ivan_ilyin-o_zle

Различия

Здесь показаны различия между двумя версиями данной страницы.

Ссылка на это сравнение

ivan_ilyin-o_zle [2017/07/17 18:17] (текущий)
Строка 1: Строка 1:
 +===== Ильин И.А. Чутьё зла =====
  
 +Материал опубликован здесь: http://​www.odinblago.ru/​nashi_zadachi_1/​39
 +
 +"В этом наша беда и наша опасность:​ мы живем в эпоху воинствующего зла, а верного чутья для распознания и определения его не имеем. Отсюда бесчисленные ошибки и блуждания. Мы как будто смотрим - и не видим; видим - и не верим глазам;​ боимся поверить;​ а поверив,​ все еще стараемся «уговорить себя», что «может быть, все это не так»; и не к месту, и не вовремя сентиментально ссылаемся на евангельское «не судите» и забываем апостольское «измите злаго от вас самих» (Кор. 1. 5-13). Делаем ошибку и стыдимся сказать:​ «я ошибся»,​ поэтому держимся за нее, длим ее, увязаем во зле и множим соблазны.
 +
 +
 +А воинствующее зло отлично знает нашу подслеповатость и беспомощность и развивает искуснейшую технику маскировки. Но иногда ему не нужно никакой особой техники:​ просто назовется иначе и заговорит,​ как волк в детской сказке,​ «тоненьким голосочком»:​ «Ваша мать пришла,​ молочка принесла»... А мы, как будто только этого и ждали, - доверчивые "​козляточки",​ - сейчас «двери настежь» и на все готовы.
 +
 +Нам необходима зоркость к человеческой фальши;​ восприимчивость к чужой неискренности:​ слух для лжи; чутье зла; совестная впечатлительность. Без этого мы будем обмануты как глупые птицы, переловлены,​ как кролики,​ и передавлены,​ как мухи на стекле.
 +
 +В нас до сих пор живет ребяческая доверчивость:​ наивное допущение,​ что если человек что-нибудь говорит,​ то он и в самом деле думает то, что говорит;​ если обещает - то желает исполнить обещанное;​ если рассказывает о своем прошлом - то не врет; если развивает "​планы",​ то сам относится к ним серьезно;​ если обвиняет другого,​ то «не станет же заведомо и злостно клеветать»;​ если восхваляет кого, то не потому,​ что ему пригрозили,​ наобещали или уже заплатили;​ если выставляет себя "​патриотом",​ то никак не может принадлежать к враждебной контрразведке;​ если произносит священные слова, то не ради провокации;​ если носит какую-нибудь одежду (военную,​ духовную или иноземную),​ то и внутренне соответствует своему наряду;​ если располагает деньгами,​ то добыл их законным и честным путем; если обещает продовольственные посылки,​ то от сочувственной доброты и т. д. Мы, как маленькие дети, судим о внутреннем по внешности:​ по словам,​ по одежде,​ по статьям в газете и особенно по обещаниям,​ по личным комплиментам и по подачкам.
 +
 +Но слова без дела не весят. У каждого из нас есть свое прошлое,​ состоящее из поступков,​ совершенных нами и, может быть, втайне совершаемых и ныне. Это прошлое отнюдь не подобно змеиной коже, периодически обновляющейся;​ напротив - оно вырастает у нас из души и сердца,​ оно остается внутренне вращенным и несется нами через всю жизнь; оно звучит в интонациях голоса,​ оно посверкивает во взгляде,​ оно сквозит в манерах,​ оно прорывается в оборотах речи и в аргументации,​ оно выдает нас. Иногда человек выдает себя одним взглядом,​ одним словом,​ одной постановкой вопроса.
 +
 +Поэтому за словами должны стоять общеизвестные дела; и судить надо не по речам, а по делам. Человек должен иметь нравственное право на те слова, которые он произносит. Священные слова не могут прикрыть грязных дел. Великие лозунги не звучат из уст предателя. Надо быть духовно слепым и глухим,​ чтобы верить в искренность наемного агента. Наше поколение богато отвратительным опытом лжи и лицемерия;​ мы обязаны иметь чутье зла и не имеем права поддаваться на соблазны.
 +
 +И одежда не гарантирует ничего. Разве иерочекисты,​ прилетавшие в Париж и соблазнившие Митрополита Евлогия и Митрополита Серафима (Лукьянова),​ - были не в рясах? Разве Скоблин не имел права на форму белого генерала?​ Разве шулер не выдает себя слишком безукоризненным фраком и белоснежной рубашкой с бриллиантовыми запонками?​
 +
 +И газетные статьи не должны вводить нас в заблуждение. На статьи,​ как и на слова, и на речи, - человек должен иметь жизненное право, право, приобретенное делами жизни, ее мужеством,​ ее искренностью,​ ее жертвенностью,​ цельностью своего характера. Современный мир богат костюмированными писателями,​ уже не раз переодевшимися,​ писателями-наймитами,​ писателями «чего изволите»,​ писателями-лицемерами и предателями. Надо научиться распознавать их.
 +
 +Еще глупее верить "​обещаниям"​. И под Советами,​ и в эмиграции мы видели множество "​искусников",​ которые делают себе карьеру неисполняемыми,​ а часто и заведомо неисполнимыми обещаниями:​ суля другим впустую мнимую "​конъюнктуру",​ они постепенно готовят самим себе настоящую.
 +
 +Еще глупее верить хвалителям и льстецам. Лесть есть такая разновидность взятки,​ которая наказуема и которую люди не стыдятся брать: и "​дал",​ и "не дал";​ и "​взял",​ и "не взял";​ подкуп состоялся,​ а доказать его нельзя. Между тем льстец всегда есть в то же время клеветник:​ кто не даст подкупить себя лестью,​ тот будет им оклеветан. А нам надо помнить:​ современное человечество кишит нравственно - и политически - скомпрометированными людьми,​ которым необходимо скрыть или диссимулировать свое прошлое;​ ложь, лесть и клевета - их главное жизненное оружие.
 +
 +Что же нам делать?​
 +
 +1) Отходить от зла и творить благо. Не замешиваться в ту праздную и вредную сумятицу партийной интриги и клеветы,​ которой столь многие отдают свои силы. Искать реальной борьбы,​ а не эмигрантской карьеры,​ которая всегда была и всегда будет пустозвоном. Надо быть, а не казаться;​ наносить удары врагу, а не считаться «эмигрантским проминентом».
 +
 +2) Смыкать наши ряды. Упорно,​ неустанно искать людей, заслуживающих абсолютного доверия:​ людей совершенных дел; людей непоколебимого стояния;​ людей никогда и никуда не продававшихся и ни на что грязное не нанимавшихся;​ таких людей, что если ловкий клеветник представит нам «несуразные доказательства» их мнимой нечестности,​ то мы отвернемся от клеветника с омерзением. Надо находить людей абсолютного доверия и связываться с ними напрочно.
 +
 +3) Постоянно крепить в себе чутье к добру и ко злу. Беречь свое чувство чести; не снижать его требований;​ твердо верить,​ что бесчестье есть мое поражение и переход в лагерь дьявола;​ и всякого нового человека мерить про себя требованием полной чести и честности. Всегда проверять свои впечатления и свой внутренний суд - в общении с людьми абсолютного доверия. От бесчестных решительно отходить;​ сомнительным не доверяться. Ни те, ни другие - не годятся для борьбы:​ продадут и предадут.
 +
 +4) Учиться безошибочно отличать искреннего человека от неискреннего. Крепить в себе чувство фальши и слух для лжи. Бережно копить в себе соответственный жизненный опыт и делиться им с людьми абсолютного доверия. И всегда и во всех своих общественных ошибках отдавать себе ясный и честный отчет."​
ivan_ilyin-o_zle.txt · Последние изменения: 2017/07/17 18:17 (внешнее изменение)