Инструменты пользователя

Инструменты сайта


radikalisazia_islama_v_rossii

Различия

Здесь показаны различия между двумя версиями данной страницы.

Ссылка на это сравнение

Предыдущая версия справа и слева Предыдущая версия
radikalisazia_islama_v_rossii [2017/08/15 07:48]
archivadmin
radikalisazia_islama_v_rossii [2017/08/15 07:53] (текущий)
archivadmin
Строка 103: Строка 103:
  
 Складывается впечатление,​ что люди попросту не владеют ситуацией,​ особенно в части регулирования межнациональных и межконфессиональных отношений,​ а о присутствии государства в сфере религиозной политики вообще говорить не приходится. И это в то время, когда Северный Кавказ,​ и Дагестан особенно,​ назван зоной жизненных интересов всех развитых государств. Это означает,​ что экспансия в отношении нас будет только увеличиваться,​ следовательно,​ нужны кардинальные меры в политике,​ экономике,​ религии. Без этого Россию на Северном Кавказе ждет печальное будущее. Складывается впечатление,​ что люди попросту не владеют ситуацией,​ особенно в части регулирования межнациональных и межконфессиональных отношений,​ а о присутствии государства в сфере религиозной политики вообще говорить не приходится. И это в то время, когда Северный Кавказ,​ и Дагестан особенно,​ назван зоной жизненных интересов всех развитых государств. Это означает,​ что экспансия в отношении нас будет только увеличиваться,​ следовательно,​ нужны кардинальные меры в политике,​ экономике,​ религии. Без этого Россию на Северном Кавказе ждет печальное будущее.
 +
 +**Вы считаете,​ что с радикалами нужно работать,​ вести с ними диалог. Но в чем предмет этого диалога?​ Очевидно,​ что совместить теократический и светский идеал невозможно,​ и ни одна из сторон не готова смягчить свои позиции. Так о чем пойдет разговор?​**
 +
 +Иного не дано: конечно,​ работать нужно, и диалог необходим как воздух. Сколько еще нужно убить молодых ребят и с той, и с этой стороны?​ Такие подходы порождают недовольство граждан,​ а родственники убитых становятся убежденными врагами действующей власти и при малейшей возможности обязательно возьмутся за оружие. Ценности светского государства на Кавказе частично отрицались всегда,​ в этом для нас нового ничего нет. Вопрос в другом,​ а именно в сочетании светского и шариатского. Нужно разработать их симбиоз. Многие светские законы еще в зачатке являются нормами,​ взятыми из мусульманского законодательства,​ настолько они похожи. Согласно вашей логике,​ борьба с экстремизмом и терроризмом должна идти вечно, но тогда никого не останется. И воевать будет некому и не с кем. ​
 +
 +Существующие сегодня полувоенные процессы порождают еще большие и изощренные формы коррупции,​ способные поглотить половину бюджета республики,​ страны. Как прикажете жить в такой ситуации?​ Естественно,​ будет миграция,​ она уже идет, и масштабы ее огромные. Создаются новые анклавы в российской глубинке,​ которые тоже будут вызывать очаги межнациональной и особенно межконфессиональной напряженности. Беда еще и в том, что нет специалистов,​ а те, которые были, — уволены,​ сокращены,​ переведены в другие организации и на совсем иные участки работы.
 +
 +В Дагестане некому проводить переговоры,​ и молодежь сегодня мало кому подчиняется,​ а люди, которые сегодня занимаются идеологий со стороны государства,​ не авторитетны и абсолютно некомпетентны,​ к большому сожалению. На Кавказе есть хорошая поговорка — любой конфликт заканчивается за столом переговоров,​ за чашечкой чая. Будем ждать. ​
 +
 +Итак, о чем пойдет разговор?​ Первое — об отсутствии монополии и единомыслии в духовной среде Республики Дагестан. Второе — надо дать всем возможность равноправного участия в выборных компаниях. Разрешить создание религиозных организаций согласно действующему российскому законодательству (в Дагестане невозможна их регистрация без соблюдения определенных,​ не предписанных законом действий,​ обязательно согласование с одной очень влиятельной общественной,​ религиозной организацией). ​
 +
 +Дать свободу вероисповедания и свободного выбора религии,​ а не ее навязывания. Дать гарантии отмены преследований по принципу принадлежности к какой-то вере. Вот приблизительный перечень тем для обсуждения. Их можно профессионально и юридически корректно доработать. Конечно,​ это не даст мгновенных результатов,​ поскольку время упущено,​ но зато положит начало переговорам,​ создаст определенную базу для этого и найдет своих сторонников.
 +
 +**Вообще-то,​ говоря,​ что ни одна из сторон не готова смягчить свои позиции,​ я несколько погрешила против истины. Судя по местной прессе и общей оценке ситуации в Дагестане,​ представители светской точки зрения постепенно сдаются под натиском агрессивного радикализма. Общественная дискуссия — причем именно в светских,​ а не в исламских СМИ — ведется,​ к примеру,​ не о том, нужен ли республике шариат,​ а о сроках введения в правовую практику тех или иных его норм.** ​
 +
 +**Не вызывает сомнений,​ что эти процессы подрывают конституционные основы Российской Федерации,​ являющейся,​ напомню,​ светским государством. Осознает ли дагестанское руководство эту опасность и как оно намерено с ней бороться?​ Кстати,​ как вы оцениваете возможную роль и место шариата в условиях современного Дагестана (понятно,​ что в рамках действующей Конституции ни роли, ни места у него нет и быть не может)?​**
 +
 +Если есть потребность населения в шариате,​ то запретить следовать идейным установкам Господа никто не может и не в силах. Значит,​ умный подход с моей точки зрения может быть только один — сочетание мусульманского кодекса с Конституцией. Согласен,​ что у нас религия отделена от государства,​ но нужно хотя бы в рамках правового эксперимента создать условия для реализации таких механизмов. Взять Казахстан — это очень динамично развивающаяся страна,​ потому что президент Назарбаев нашел верный путь светского управления с элементами мусульманского законодательства,​ и в идеологическом плане у них складывается идеальный порядок. А что получается у нас? Барахтаемся на месте уже десятки лет, а по многим моментам государственного устройства даже регрессируем,​ отступаем назад шаг за шагом. ​
 +
 +Очевидно,​ что действующая российская модель далека от совершенства,​ значит,​ нужны юридические новации. Почему бы не дать, скажем,​ республикам с компактным проживанием определенного этноса со своими взглядами на веру жить на основе модернизованной конституции,​ подогнав этот главенствующий документ под местный колорит?​ Есть в мире страны,​ в которых местная конституция имеет более широкие полномочии,​ чем федеральная. Ведь на самом деле мусульмане Северного Кавказа,​ Дагестана в частности,​ и так живут, не нарушая положений шариата. Шариат здесь уже действует,​ и намного жестче,​ чем светские законы. Нужно только профессионально разработать этот подход. ​
 +
 +Все остальные показали свою неэффективность и стали по большей части проектами для укрепления коррупции на местном и федеральном уровне. Необходимо также понимать,​ что на Северном Кавказе и конкретно в Дагестане существует жесткая цензура в отношении наиболее чувствительных сторон жизни республики,​ и она постепенно выходит за рамки данных тем, охватывая все стороны общественной и политической жизни.
 +
 +**В исламе,​ в отличие от христианства,​ нет разделения на «Богу — Богово,​ кесарю — кесарево»,​ то есть разделения на собственно религиозную и социально-политическую части. Но уместно ли в XXI веке жить реалиями века XIII-го, видя единственное спасение (чего? от чего?) в предельной регламентации личной и общественной жизни? Не считаете ли вы нужным осадить,​ причем в масштабах всей страны,​ клерикализм любого толка со всеми его «дресс-кодами»,​ обязательными платками и прочим?​**
 +
 +Зачем? Если человек хочет носить платок,​ то какой запрет может этому помешать?​ Дайте человеку выбор. К большому сожалению,​ вы неправильно понимаете суть ислама. В исламе нет понятия времени. Какой бы ни был век, и даже через многие тысячелетия,​ ислам останется исламом. Он не приемлет новшеств,​ и в этом его главное отличие от других вероисповеданий. Платок — это внешний атрибут,​ который,​ как вы знаете,​ и в православии тоже присутствует. Если не нравится,​ не носите,​ все предельно просто. Но что делать тем, кто не хочет ходить с открытой головой,​ как им быть, что можно предложить взамен?​ Ответ — ничего,​ нет другого аксессуара,​ который бы так же широко применялся. И потом, если мы тянемся к либеральным ценностям,​ то запретов быть не может. ​
 +
 +Хорошо,​ сегодня запретили это, завтра другое — что запретим послезавтра,​ вот в чем вопрос?​ На запретах далеко не уедешь. В такой ситуации необходима идейная подготовка народа со стороны государства. На мой взгляд,​ должны развиваться партнерские отношения со стороны верующих граждан в отношении государства и государства — к верующим. Только таким постоянным взаимодействием можно улучшить и усилить развитие как религиозных организаций,​ так и гражданских институтов,​ а также патриотических настроений в целом. Сегодня в нашем государстве все это отсутствует. Условия созданы,​ но нет локомотива,​ который обязан везти этот тяжелый груз вперед. При нынешнем политическом раскладе — он вряд ли появится.
 +
 +**Соглашусь,​ что наше государство (в том числе сфера общественной морали),​ находится,​ мягко говоря,​ не в лучшей форме. Однако силовое навязывание «благочестивости» приведет только к ухудшению ситуации,​ порождая огромное количество лицемеров (мы прекрасно видим это на примере соседней Чечни). Каким вы видите решение этой проблемы?​**
 +
 +Не в лучшей форме — это мягко сказано. В России вышли наружу самые грязные и ничтожные пороки человека. Смертность по причине употребления алкоголя,​ наркотиков и бытовых убийств превышает все допустимые нормы, мораль полностью отсутствует. Если так будет продолжаться,​ не нужен никакой терроризм,​ мы сами себя уничтожим. В отдельных странах,​ и история тому свидетель,​ есть примеры,​ когда благое насаждалось силовым путем, и это впоследствии давало неплохие результаты. Я не сторонник таких подходов,​ но что-то определенно надо делать. Те, кто должен высказывать свои суждения,​ взгляды на те или иные вещи, особенно общественные деятели,​ уже боятся что-либо сказать. А некоторые общественники умерли и продолжают умирать при загадочных обстоятельствах. Слишком часто звучит диагноз «остановка сердца». В джамаатовской среде упорно распространяются слухи о том, что идет плановое отравление «несогласных» сильнодействующими препаратами. Выдвигают версию,​ пока кулуарно,​ что используются яды растительного происхождения подгруппы «рицин»,​ отличающиеся очень высокой токсичностью.
 +
 +Сейчас,​ на мой взгляд,​ вся работа должна быть нацелена на пропаганду конституционного порядка в молодежной среде. Нужно остановить использование невинной молодежи в деструктивных целях, создать все условия для самореализации молодежи,​ и, если для этого необходимо вести прямое президентское правление — сделать это, так как местные власти не в состоянии что-либо изменить.
 +
 +**Известные российские специалисты в области борьбы с экстремизмом солидарны в том, что действенно противостоять радикальной идеологии может лишь другая идеология с сопоставимой идейной мощью. Уже ясно, что традиционный ислам не способен представить такую альтернативу (во всяком случае,​ этого до сих пор не произошло). Может ли подобная идеология быть светской или религиозная составляющая — ее обязательный атрибут?​**
 +
 +Никакая светская идеология никогда не заменит религиозную,​ это просто невозможно. И сопоставимой мощи тоже нет — ни в природе,​ ни в недрах человеческого сознания. Возможен вариант,​ при котором можно выработать определенный кодекс на базе особо значимых норм поведения всех религий без исключения,​ а также всех светских форм, и применить его в модели государственного устройства. Трудно поверить,​ но эту идею впервые озвучил шеф шариатской канцелярии премьер-министра движения Талибан Мухтазар Масуд в 1993 году, будучи еще в чине главы штаб-квартиры талибов в Мазари-Шарифе. ​
 +
 +Удивительно,​ что человек радикальной формации предложил такой механизм компромисса для человечества. Почему я привел именно этот пример?​ Как видите,​ даже талибы задумывались о том, как построить совершенный проект правления. Мы будем вынуждены искать принципиально новые формы сотрудничества — и светского,​ и конфессионального. Что касается традиционного ислама,​ здесь необходимо четко сказать правду:​ он не только не справляется,​ но частично и сам вливается в салафизм. Это можно наблюдать на примере перехода мюридов в ваххабитские братства. Так что с уверенностью могу сказать — религиозный компонент есть его прямой атрибут.
  
 Больше информации на http://​voprosik.net/​radikalizaciya-islama-v-rossii/​ © ВОПРОСИК Больше информации на http://​voprosik.net/​radikalizaciya-islama-v-rossii/​ © ВОПРОСИК
radikalisazia_islama_v_rossii.txt · Последние изменения: 2017/08/15 07:53 — archivadmin