Инструменты пользователя

Инструменты сайта


soslovnoe-obrasovanie-v-rossii

Различия

Здесь показаны различия между двумя версиями данной страницы.

Ссылка на это сравнение

Предыдущая версия справа и слева Предыдущая версия
soslovnoe-obrasovanie-v-rossii [2017/07/21 15:01]
archivadmin
soslovnoe-obrasovanie-v-rossii [2017/07/21 15:13] (текущий)
archivadmin
Строка 8: Строка 8:
 Тем не менее, в большинстве своем российское общество резко осудило циркуляр,​ содержащий идею: не допускать в гимназии детей низших сословий российского населения («кухаркиных детей»),​ которая была сформулирована так: ​ Тем не менее, в большинстве своем российское общество резко осудило циркуляр,​ содержащий идею: не допускать в гимназии детей низших сословий российского населения («кухаркиных детей»),​ которая была сформулирована так: ​
  
-<note important>​«Предоставить начальникам учебных заведений право принимать только таких детей, которые находятся на попечении лиц, предоставляющих достаточное ручательство в правильном над ними домашнем надзоре и в предоставлении им необходимого для учебных занятий удобства». ​Таким образом,​ как пояснялось далее: «при неуклонном» соблюдении этого правила гимназии и прогимназии освободятся от поступления в них детей кучеров,​ лакеев,​ поваров,​ прачек,​ мелких лавочников и тому подобных людей, коих, за исключением разве одаренных необыкновенными способностями,​ не следует выводить из среды, к коей они принадлежат…»</​note> ​+<note important>​«Предоставить начальникам учебных заведений право принимать только таких детей, которые находятся на попечении лиц, предоставляющих достаточное ручательство в правильном над ними домашнем надзоре и в предоставлении им необходимого для учебных занятий удобства».</​note> ​
  
-Классические гимназии были основаны на сословной идее, суть которой в том, что развитые дети в основном выходят из среднего класса,​ и значительно реже из низов. Как видим, прямого запрета циркуляр не содержал,​ можно только предполагать о мотивах чиновников,​ подготовивших заградительную меру, которая фактически продолжала николаевскую политику. Может быть, они опирались на то, что русскую литературу в основном создало русское дворянство,​ другие сословия мало что смогли к этому добавить?​ Но в служебной записке императору также были высказаны и другие опасения:​ «…Такое перепроизводство лиц с высшим,​ но по недостатку предварительной подготовки,​ все-таки поверхностным образованием, могло бы иметь пагубные последствия,​ ибо большинство этих лиц не нашло бы себе мест и занятий сообразно с их стремлениями и притязаниями и составили бы весьма опасный и вредный ​класс пролетариев,​ недовольных существующим государственным и общественным строем и готовых на все для его разрушения»… Можно спорить или соглашаться с тем, была ли Российская Империя страной с затрудненной,​ но возможной социальной мобильностью для молодежи или нет. Ведь в XIX веке не только ​служба в армии давала возможность преодолеть сословные преграды. При наличии интеллектуальных способностей молодой человек из низов мог поступить в университет,​ а выпускник университета,​ поехавший работать в провинцию,​ мог получить наследуемое дворянство. В стране было роздано много личных и потомственных дворянств. Вспомним,​ что отец Ленина,​ будучи региональным образовательным служащим,​ получил наследуемое дворянство и стал штатским генералом. Да и социальный статус учителя,​ который считался государственным чиновником,​ был весьма высок. А железнодорожный тариф тогда от Санкт-Петербурга до Владивостока был такой же, как от Санкт-Петербурга до Екатеринбурга. В отличие от нынешних дней университеты России были открыты для реального конкурсного отбора профессуры,​ в том числе из иных стран. В вузах существовали профессорские дома и квартиры для прошедших по конкурсу преподавателей. Ученые уделяли большое внимание вопросам организации научной и педагогической подготовки молодежи,​ контролю над их занятиями,​ понимая,​ что успех будущих профессоров зависит не только от наставлений,​ но от трудолюбия и способностей соискателей,​ атмосферы,​ которая их окружает. В российском обществе сложился устойчивый образ профессора того времени. В нем воплощались гражданская ответственность,​ высокая эрудиция и обширность научных познаний,​ наличие научной школы и значительных научных трудов,​ педагогическое мастерство,​ творчество и трудоспособность. Если не оценивать образовательные меры по шкале прогресса и реакции,​ а интересоваться качеством школы, то многие исследователи считают,​ что лучшая русская школа была именно при Николае I. Драматизм же ситуации состоял в том, что достаточно мобильная сословная структура российского общества в конце XIX века позволяла все большему числу детей из народа приобщаться к высшему образованию и просачиваться в верхние этажи общества,​ где они нередко становились ферментами брожения,​ разъедавшего традиционные устои, причем не только классического образования. Мировая экономика Россия Доля рабочей силы с начальным образованием,​ % Тезис о том, что в народе таится непочатый запас талантов,​ сдерживаемый репрессивным режимом,​ к концу века стал весьма популярен не только в этой среде, но и во всей стране. Как только будут открыты шлюзы - тогда пойдет все гладко и станет все на место. Возможно,​ что в том числе и заградительные меры в образовании исторически привели к тому, что проблемы «кухаркиных детей» стали важными факторами развития революционной ситуации в России.+Таким образом,​ как пояснялось далее
  
 +<note important>​«при неуклонном» соблюдении этого правила гимназии и прогимназии освободятся от поступления в них детей кучеров,​ лакеев,​ поваров,​ прачек,​ мелких лавочников и тому подобных людей, коих, за исключением разве одаренных необыкновенными способностями,​ не следует выводить из среды, к коей они принадлежат…»</​note> ​
  
 +Классические гимназии были основаны на сословной идее, суть которой в том, что развитые дети в основном выходят из среднего класса,​ и значительно реже из низов. Как видим, прямого запрета циркуляр не содержал,​ можно только предполагать о мотивах чиновников,​ подготовивших заградительную меру, которая фактически продолжала николаевскую политику. ​
 +
 +Может быть, они опирались на то, что русскую литературу в основном создало русское дворянство,​ другие сословия мало что смогли к этому добавить?​ Но в служебной записке императору также были высказаны и другие опасения:​
 +
 +<note important>​ «…Такое перепроизводство лиц с высшим,​ но по недостатку предварительной подготовки,​ все-таки поверхностным образованием,​ могло бы иметь пагубные последствия,​ ибо большинство этих лиц не нашло бы себе мест и занятий сообразно с их стремлениями и притязаниями и составили бы весьма опасный и вредный класс пролетариев,​ недовольных существующим государственным и общественным строем и готовых на все для его разрушения»…</​note> ​
 +
 +Можно спорить или соглашаться с тем, была ли Российская Империя страной с затрудненной,​ но возможной социальной мобильностью для молодежи или нет. Ведь в XIX веке не только служба в армии давала возможность преодолеть сословные преграды. При наличии интеллектуальных способностей молодой человек из низов мог поступить в университет,​ а выпускник университета,​ поехавший работать в провинцию,​ мог получить наследуемое дворянство. В стране было роздано много личных и потомственных дворянств. ​
 +
 +Вспомним,​ что отец Ленина,​ будучи региональным образовательным служащим,​ получил наследуемое дворянство и стал штатским генералом. Да и социальный статус учителя,​ который считался государственным чиновником,​ был весьма высок. А железнодорожный тариф тогда от Санкт-Петербурга до Владивостока был такой же, как от Санкт-Петербурга до Екатеринбурга. В отличие от нынешних дней университеты России были открыты для реального конкурсного отбора профессуры,​ в том числе из иных стран. В вузах существовали профессорские дома и квартиры для прошедших по конкурсу преподавателей. ​
 +
 +Ученые уделяли большое внимание вопросам организации научной и педагогической подготовки молодежи,​ контролю над их занятиями,​ понимая,​ что успех будущих профессоров зависит не только от наставлений,​ но от трудолюбия и способностей соискателей,​ атмосферы,​ которая их окружает. В российском обществе сложился устойчивый образ профессора того времени. В нем воплощались гражданская ответственность,​ высокая эрудиция и обширность научных познаний,​ наличие научной школы и значительных научных трудов,​ педагогическое мастерство,​ творчество и трудоспособность. ​
 +
 +Если не оценивать образовательные меры по шкале прогресса и реакции,​ а интересоваться качеством школы, то многие исследователи считают,​ что лучшая русская школа была именно при Николае I. Драматизм же ситуации состоял в том, что достаточно мобильная сословная структура российского общества в конце XIX века позволяла все большему числу детей из народа приобщаться к высшему образованию и просачиваться в верхние этажи общества,​ где они нередко становились ферментами брожения,​ разъедавшего традиционные устои, причем не только классического образования. Мировая экономика Россия Доля рабочей силы с начальным образованием,​ % Тезис о том, что в народе таится непочатый запас талантов,​ сдерживаемый репрессивным режимом,​ к концу века стал весьма популярен не только в этой среде, но и во всей стране. Как только будут открыты шлюзы - тогда пойдет все гладко и станет все на место. Возможно,​ что в том числе и заградительные меры в образовании исторически привели к тому, что проблемы «кухаркиных детей» стали важными факторами развития революционной ситуации в России.
 +
 +==== Меритократическая модель в СССР ====
 + 
 +
 +В отличие от заградительного сословного подхода предшественников царской России коммунистические власти закрепили принцип меритократии,​ при котором во власть рекрутируются наиболее достойные,​ одаренные и энергичные представители всех слоев общества. Принятый ими подход оправдывал социальное неравенство не только разницей в оплате труда, но и политическими,​ экономическими и иными привилегиями «новой интеллектуальной и управленческой элиты»,​ вносящей большой вклад в развитие и благосостояние всего общества. ​
 +
 +Практическая реализация принципа меритократии привела к значительному отличию качества жизни между разрастающейся партийной и советской бюрократией и остальным населением. Но, как правило,​ и в дореволюционной и в советской России важным фактором социального лифта являлся принцип:​ «Раньше думай о Родине,​ а потом о себе», – предполагавший результаты в добросовестной армейской службе,​ активной работе в российских регионах и т.п. И хотя проблемы отцов и детей возникали уже тогда, в годы Великой Отечественной войны практически все дети руководителей страны воевали и погибали на фронтах войны.
 +
 +В системе образования для воспитания интеллектуальной элиты тогда нашли блестящее решение. Создали специализированные физико-математические и языковые школы для обучения способных детей, независимо от статусного положения родителей. Многие способные выпускники школ поступали в лучшие вузы страны независимо от социального положения родителей,​ причем самым престижным среди молодежи считалось физико-техническое,​ а не экономическое или юридическое образование. Был совершен колоссальный прорыв в образовательном,​ научном и культурном развитии страны. После войны в оборонно-промышленном комплексе были созданы лидерские научно-образовательные структуры,​ опережавшие мировой уровень подготовки кадров. Они привели к научно-технологическому прорыву,​ а система образования страны опередила мировой уровень. В начале 60-х годов Конгресс США принял решение о заимствовании советского образовательного опыта.
 +
 +Спустя пятьдесят лет после революции в советской системе образования существовали школы, в которых учились преимущественно дети партийных и советских чиновников. В здравоохранении работала система 4-го главного управления Минздрава СССР, которая обслуживала семьи советской,​ партийной,​ научной и других категорий элиты. Были «партийные пайки»,​ специализированные магазины,​ ателье и многие другие привилегии власть предержащих и иных заслуженных людей.
 +
 +До середины 80-х годов раздражение этими сторонами советской жизни не достигало критического уровня. С началом перестройки и ухудшением уровня жизни ситуация резко обострилась. Борьба с неравенством,​ «партийно-советскими» привилегиями была одним из главных популистских лозунгов многочисленных митингов,​ демонстраций и народных возмущений в конце 80-х годов. Ими умело манипулировала оппозиция,​ родившаяся в недрах самой власти в результате раскола партийной элиты. На фоне пустых прилавков в магазинах эти лозунги в немалой степени повлияли на создание критической ситуации,​ что привело в итоге к разрушению советского государства.
 +
 +==== Складывание современной клановой системы ====
 + 
 +
 +В 90-е годы при смене в России социально-экономической модели развития в российском образовании происходили сложные и противоречивые процессы адаптации к новым экономическим и политическим реалиям. Возникло много негосударственных элитных школ, гимназий и вузов. Уже в 2002 году в государственных вузах численность студентов на платной основе превысила 53% от общего контингента студентов а набор на инженерные специальности сократился на 37 %.
 +
 +Цель современной российской модернизации – в соединении элементов западноевропейского образования с новыми реалиями российской социально-политической системы. Сложность нынешнего этапа для власти и общества в выборе традиций,​ на которые надо бы опереться. Наряду с заимствованием западных новшеств,​ проявляется дуалистическая позиция нынешней власти,​ демонстрирующей историческую неразрывность государства:​ империя,​ советская страна и нынешний этап развития. В последние годы экспериментирование в школах заменяется образовательными стандартами и привитием основных компетенций,​ потребных для постиндустриального общества. В стране усиливается авторитет Церкви,​ активно формируются и достаточно согласованно работают общественные группы и движения ориентированные на православие. Можно много рассуждать о проблемах Церкви и веры, но согласимся с Гегелем в том, что: «Народ,​ имеющий плохое понятие о Боге, имеет и плохое государство,​ плохое правительство,​ плохие законы».
 +
 +Быстро отвергнув лозунги конца 80-х годов, правящая клановая группировка успешно решила задачу самообогащения,​ устроив вопиющее социальное расслоение современного российского общества. Такую политику российские власти оправдывают даже не богатством,​ а неким «большим личным вкладом» в развитие страны. По разным оценкам критерий децильности (соотношение доходов 10% самых богатых и 10% самых бедных людей) достиг 25-30, при значении 4-5 в западных странах.
 +
 +Очевидно,​ что сегодня налицо клановый принцип формирования российской элиты, попытка создать наследуемое сословное общество,​ в котором властная группа - это олигархия,​ пополненная верхушкой бюрократии и воспроизводящая себе подобных. Качество власти и государственного управления находится на крайне низком уровне. Передозировка личной власти уже привела к тому, что не могут найти 20 толковых и самостоятельных министров,​ а нужны сотни руководителей агентств и служб, губернаторов и т.п. Вдобавок многие чиновники,​ у которых личные интересы,​ дети, счета и собственность за рубежом,​ не способны на ответственные дела, ибо «там, где богатство ваше, там будет и сердце ваше». Низкие качество и ответственность власти,​ которая не смогла осмыслить принципы формирующегося постиндустриального общества стали опасны для страны.
 +
 +Уродливое развитие получила система обучения детей «элиты»,​ которые длительным пребыванием за рубежом зачастую ограждены не только от совместной учебы, но вообще от общения с детьми «из народа». Как правило,​ «элитные дети» не проходят трудный путь карьерного роста, связанный с испытаниями армейской жизни, и уж тем более – с какими-либо войсковыми операциями. После окончания вузов они быстро продвигаются по карьерной лестнице в банках,​ корпорациях,​ в чиновничестве и политике. Замкнутые,​ зачастую родственные группы образовались уже не только в высших эшелонах власти,​ но и во многих других кругах,​ например,​ в руководстве вузов. В отличие от дореволюционной России и современных ведущих стран мира нынешние российские вузы как рынки труда для профессорско-преподавательского состава характеризуются высокой степенью закрытости.
 +
 +Воспроизводство доцентов и профессоров в большинстве своем происходит путем поступления выпускника данного вуза в аспирантуру и далее, как правило,​ - карьерный рост и работа в этом же вузе до конца дней своих. Крайне низка информационная открытость,​ да и служебных профессорских квартир в российских вузах нет. Поэтому в подавляющем большинстве вузов конкурсы на замещение преподавательских должностей,​ по сути, таковыми не являются. Практически происходит междусобойчик. Даже ректорская должность в государственных вузах нередко стала передаваться по наследству... ​
 +
 +Не зря древние греки говорили,​ что любая власть достаточно цинична,​ плохо, когда она глупа и демонстрирует свой благополучный цинизм народу.
 +
 +Символом эпохи для населения и властителем дум для многих молодых людей стал не человек труда, а демонстрация по телевидению жизни «элиты»:​ их загородные дома, Кремлевка,​ Рублевка,​ Куршевель,​ «Дом-2»,​ гламурная жизнь, их нравы и обычаи. Поэтому и карьерные амбиции широких слоев молодежи зачастую не соответствуют ее умственным ресурсам,​ трудолюбию и добросовестности. Многие стремятся в чиновники и начальники,​ бич нынешнего времени – выпускник вуза, толком ничему не выучившийся,​ но быстро превращающийся в беспринципного карьериста. Не наблюдается массового стремления молодых раскрыть свои таланты кропотливым трудом в научных лабораториях,​ а тем более на производстве. ​
 +
 +Хотя действующая Конституция РФ предоставляет равные права всем, остра проблема судьбы детей из низших социальных слоев. Даже при отсутствии циркуляров о кухаркиных детях и декларировании,​ что ЕГЭ даст равное право всем поступать в выбранные ими вузы по знаниям,​ это далеко не так. Выпускнику школы из бедной семьи в российской глубинке,​ социальному сироте крайне тяжело попасть на учебу в престижный столичный вуз, даже если он талантлив. ЕГЭ не достиг декларируемых целей о ликвидации коррупции,​ повышения доступности и качества образования,​ но уже превратил школу в учреждение по «натаскиванию» на решение тестов,​ попутно снизив не только значение аттестата зрелости,​ но и роль школы как важнейшего общественного института в решении остальных задач.
 +
 +Только проблемы у отечественной школы вот уже много лет все одни и те же, в том числе: ​
 +  * – где взять деньги на ремонты,​ оснащение,​ оборудование,​ учебники,​ зарплаты и т.п.; ​
 +  * – чем привлечь к работе учителей,​ да еще и мужчин,​ в сельских,​ да и во многих городских школах; ​
 +  * – понять,​ для чего нужны, и пережить без потрясений очередные нововведения в структуре и содержании образования.
 +
 +Передав проблемы школы на муниципально-региональный,​ как правило нищий, уровень,​ федеральные власти активно занялись продвижением ЕГЭ и малоэффективным распределением «благ» в рамках национального проекта. При таком подходе российская школа знаний как институт воспитания культурной,​ нравственной и патриотичной личности,​ должна понести невосполнимые потери.
 +
 +Сегодня страна разорвана транспортными тарифами,​ низкой заработной платой многих людей, нарастающей безработицей. Невозможно выйти в мировые лидеры,​ не решая проблемы повышения качества образования,​ мобильности,​ социального лифта и равенства образовательных возможностей для молодежи,​ снижения роли администрирования и бюрократии. Вопиющие нынешние российские экономические неравенства:​ людей и регионов,​ дополненные неравенством в образовании,​ станут основой потрясений и могут привести к распаду страны.
 +
 +Сильные страны,​ проводя модернизацию,​ не копируют слепо зарубежные достижения,​ а вырабатывают стратегию опережающего развития,​ сохраняя собственную систему ценностей. В стране по сей день отсутствуют понятные обществу системные представления о развитии национальной системы образования в обозримые сроки. В первую очередь место страны в мире определяется духовно-нравственным,​ общеобразовательным и профессиональным уровнем населения,​ которые показывают качество человеческого ресурса и оказывают влияние на состояние общества и развитие экономики. Уже сегодня в ведущих странах на долю образования приходится более 20 % роста национального дохода.
 +
 +При инновационном развитии страны должны повышаться требования к школе. А ведь она давно стала женской,​ в ней практически нет педагогов-мужчин. Вспомним фильмы «Подранки» и «Доживем до понедельника»,​ показывающие роль мужчин-педагогов. И эту важнейшую государственную задачу необходимо решать,​ в первую очередь,​ повышением социального статуса учителя. Для перехода к системному опережающему развитию образования необходимо внести в Госдуму законопроект «О социальном статусе учителя в РФ» и провести функционально-целевые изменения в системе государственного управления,​ восстановив Министерство народного просвещения РФ. 
 +
 +Ибо «первый народ тот, у которого лучше школы; если он не первый сегодня,​ то будет первым завтра». - Из циркулярного Указа Святейшего Синода духовенству,​ 1875 год. http://​www.apn.ru/​publications/​article21711.htm
 +
 +Больше информации на http://​voprosik.net/​soslovnoe-obrazovanie-v-rossii/​ © ВОПРОСИК
soslovnoe-obrasovanie-v-rossii.txt · Последние изменения: 2017/07/21 15:13 — archivadmin